- Бразилия. Литература
Бразилия. Литература
Литература Б. развивается на португальском языке. Первые литературные памятники относятся к колониальному периоду (XVI—XVII вв.): трактаты и письма миссионеров-иезуитов, хроники и описания путешествий. В богатом фольклоре (песни, сказки) объединились три поэтические основы: португальская, негритянская и индейская. Бразильская поэзия до середины XVIII в. оставалась в русле португальского барокко — «Прозопопейя» (1601) Б. Тейшейры Пинту (1545—1605), «Музыка Парнаса» (1705) М. Ботелью ди Оливейры (1636—1711). Получила известность ораторская и морализаторская проза А. Виейры (1608—1697). Сатирические стихи Г. ди Матуса (1633—1696) запечатлели остроту социальных противоречий колониального общества. В поэзии конца XVIII в. соединились классицистические устремления, влияние Просвещения и эстетики Аркадии (итальянской литературной академии, провозгласившей своими принципами простоту и непосредственность). Просветительские идеи в Б. приняли специфический характер: идея «естественного» человека воплотилась в образе индейца. Эпические поэмы «Уругвай» (1769) Ж. Б. да Гамы (1741—1795) и «Карамуру» (1781) Ж. ди Санта-Риты Дурана (1722—1784), сочувственно изображавших коренных жителей Б., положили начало собственно национальной литературе. Классицистический идеал простоты, культ природы осуществлялся в пасторальной лирике, часто сохранявшей народный песенный колорит: поэмы «Глаура» (1798) М. да Силвы Алваренги (1749—1814), «Скрипка Лерено» (ч. 1—2, 1798—1826) Д. Калдаса Барбозы (1738—1800), стихи Т. А. Гонзаги (1744—1810). Поэты «минасской школы» (классицисты) Гонзага, К. М. да Коста (1729—1789), И. Ж. ди Алваренга Пейшоту (1744—1793) были связаны с антипортугальским «инконфидентов» заговором 1789 и подверглись репрессиям. В поэме Косты «Вила Рика» (1773), стихах Гонзаги и его сатирическом сочинении «Чилийские письма» (1788—89) сказался просветительский реализм.
С провозглашением национальной независимости (1822) ускорилось развитие бразильской культуры. В 30—70-е годы XIX в. в литературе Б. господствовал романтизм, для которого характерны национальная самобытность тематики и языка, поэтизация бразильской природы и истории. Одно из основных течений романтизма — индеанизм, выдвигавший индейца в качестве идеального героя, широко использовавший индейский фольклор и этнографические сведения: поэзия А. Гонсалвиса Диаса (1823—1864) и Д. Ж. Гонсалвиса ди Магальяйнса (1811—1882), романы Б. Гимарайнса (1825—1884), Ж. М. ди Аленкара (1829—1877). В конце романтического периода индеанизм сменяется так называемым сертанизмом — поэтизацией патриархального уклада сельской жизни: романы Ф. Таворы (1842—1888), «Иносенсия» (1872) А. Тауная (1843—1899). Поэты середины XIX в. остро ощущали противоречия складывавшегося в Б. буржуазного общества и его провинциальность: тоска и одиночество — главные мотивы лирики М. А. Алвариса ди Азеведу (1831—1852), К. Ж. ди Абреу (1837—1860), Л. Н. Фагундиса Варелы (1841—1875). Общественный подъём в эпоху борьбы за отмену рабства вызвал к жизни поэзию А. ди Кастру Алвиса, исполненную высокого гражданского пафоса. Бытописательское крыло романтизма представлено комедиями Л. К. Мартинса Пены (1815—1848), романом М. А. ди Алмейды (1830—1861) «Воспоминания сержанта полиции» (1854—55), связанным с традицией европейского плутовского романа. Поэзия конца XIX в. развивалась под сильным французским влиянием. Парнасская школа (О. Билак, 1865—1918: А. ди Оливейра, 1859—1927; Р. Коррея, 1859—1911) сменилась символистской: Ж. ди Крус-и-Соза (1861—1898), А. ди Гимарайнс (1870—1921), А. дус Анжус (1884—1914). В прозе символизм отразился в романах Ж. П. ди Грасы Араньи (1868—1931).
В 70—80-е годы господство католической ортодоксии в бразильской философии подрывается деятельностью так называемой ресифской школы философов, пропагандировавшей идеи Ч. Дарвина, Г. Спенсера, немецкого материалиста Э. Геккеля. Один из основных её представителей — С. Ромеру, автор капитальной «Истории бразильской литературы», собиратель фольклора. Под влиянием творчества Э. Золя зародилась натуралистическая школа (Э. Инглес ди Соза, 1853—1918; Ж. С. Рибейру, 1845—1890), которую возглавил А. Азеведу (1857—1913). Лучшие социальные романы Азеведу выходят за пределы натурализма и способствуют становлению реалистического метода. В романе «Атенеу» (1888) Р. Помпейи (1863—1895) наряду с натурализмом заметны черты импрессионизма. Реалистическая драматургия представлена комедиями на современные темы Ж. Франсы Жуниора (1838—1890) и пьесами А. ди Азеведу (1855—1908).
Крупным мастером критического реализма явился Ж. М. Машаду ди Асис, обогативший бразильскую литературу психологизмом. Дальнейшее развитие бразильского реализма шло по пути художественной передачи особенностей жизни крестьянских масс. На рубеже XIX—XX вв. появились рассказы «регионалистов», изображавших природу различных районов страны и нравы их жителей: «По сертану» (1898) А. Аринуса ди Мелу Франку (1868—1916), «Легенды гаушу» (1912) Ж. Симоинса Лописа Нету (1865—1916). Огромное влияние на литературу Б. оказали «Сертаны» (1902) Э. да Куньи — художественно-документальные произведения о труде крестьян и их борьбе за землю. Основная тема литературы после «Сертанов» — трагическая борьба крестьян со стихией: сборник рассказов «Зелёный ад» (1908) А. Ранжела (1871—1945), рассказы К. ди Васконселуса (1881—1923), А. Майи (1878—1944). Против приукрашивания сельской жизни направлены рассказы 20-х годов Ж. Б. Монтейру Лобату (1883—1948). Новой ступенью в развитии реализма стало творчество А. Э. ди Лимы Баррету, сочетавшего психологизм с гротескной сатирой. Неделя современного искусства (1922) в Сан-Паулу открыла наступление авангардистов на традиционную поэзию. Увлечение формой стало определяющим в творчестве М. Р. ди Андради (1893—1945), Ж. О. ди Андради (1890—1954). Многие модернисты, стремясь найти национальный стиль, обращались к фольклору: М. Бандейра (1886—1969), Р. Бопп (р. 1898), А. Феррейра (р. 1895). В поэзии Ж. ди Лимы, пронизанной неприятием буржуазной действительности, также заметна фольклорная основа.
Классовая, антиимпериалистическая борьба 30—40-х годов XX в. нашла отражение в литературе, исследующей острые социальные проблемы Северо-Востока — самого отсталого района страны: Г. Рамус, Ж. Линс ду Регу, Ракел ди Кейрос, Ж. Амаду, «Северо-восточный» роман — вершина бразильского реализма. В годы после Второй мировой войны продолжают выступать мастера бразильской прозы Ж. Амаду, творчество которого явилось значительным вкладом в литературу социалистического реализма, Э. Верисиму (1905—1975). Прозаики Ж. Ж. Виейра (р. 1897), С. дус Анжус (р. 1906), Маркис Ребелу (псевдоним Э. Круса Диаса, р. 1907) придерживаются традиционного социально-психологического реализма. Регионалистическая традиция возрождена и углублена в рассказах Ж. Гимарайнса Розы (1908—1968) и его романе «Пути по большому сертану» (1956). Значительные социальные романы создали А. Шмидт (1890—1964), Д. Журандир (р. 1909), С. Мартинс («Новая дорога», 1954), М. Палмериу (р. 1916), А. Каладу (р. 1917; «Вознесение Салвиану», 1954; «Кваруп», 1967), Ф. Жулиан, М. Лопис, М. А. Баррозу, А. Паин. Среди поэтов выделяются К. Друммонд ди Андради (р. 1902), В. ди Морайс (р. 1913), Ж. Кабрал ди Мелу Нету (р. 1920). В центре внимания новеллистов — быт и психология «маленького человека»: А. Машаду (p. 1895), M. Алкантара Машаду (1901—1935), О. Леса (р. 1903), Р. Рамус (р. 1929) и др.
Существуют Ассоциация писателей города Сан-Паулу и Ассоциация драматических писателей.
Литература:
Пина Р. ду, Национальная литература, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963;
Тертерян И. А., Бразильский роман XX века, М., 1965;
её же, Образы фольклора в современном реализме Бразилии и модернизм, в книге: Современные проблемы реализма и модернизм, М., 1965;
её же, Бразильская литература в СССР, в книге: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1965;
Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976;
Soares Amora A., História da literature brasileira, 4 ed., S. Paulo, 1963;
Sodre N. W., História de literatura brasileira, 4 ed., Rio de J., [1964].И. А. Тертерян.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.